22 апреля 2014

Как коучинг помог топ-менеджерам

Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу познакомить вас с примерами того, как коучинг помогал и помогает ведущим топ-менеджерам крупных российских компаний. И привести редкий пример того, когда, а главное почему, коучинг может не произвести должного эффекта.
Как известно, изменить понимание человеком осуществляемых им бизнес-процессов крайне сложно. А при высокой должности и устоявшихся взглядах на жизнь — практически невозможно. Видимо, это и являлось одной из причин долгой непопулярности коучинга в России. Однако те, кто решился использовать коучинг в помощь своей карьере, все же не пожалели. Каждая история индивидуальна и, как правило, со счастливым концом. Основу для данного поста я взял с сайта forbes.ru

Раскрыть таланты

По словам Михаила Носова, старшего менеджера PricewaterhouseCoopers, еще 5 лет назад о коучинге мало кто знал: «Когда специалист говорил, что занимается коучингом, в умах большинства людей возникали ассоциации с психотерапией». Однако со временем индивидуальное консультирование не только все больше входило в привычный русский обиход, но и в комбинации с загадочностью нашей души начало приобретать новые черты. «Появилась такая тенденция — управлять через коучинг. Более того, с помощью коучинга можно выращивать талантливых людей, если уже на начальном уровне становления их карьеры регулярно проводить консультирование. Одна из наших сотрудниц, устроившись на работу, в течение долгого времени не проявляла выдающихся способностей. За полгода работы с ней в коучинг-формате девушка раскрылась и по результатам прошлого года вошла в топ-10 лучших сотрудников на своем уровне», — говорит Носов.

Сменить деятельность

Николай Пахтунов, бизнес-тренер компании «АвтоБизнесАкадемия», решился на коучинг, осознав, что его место работы не является пределом мечтаний: «Когда застаиваешься на одном месте, начинаешь ощущать себя в тупике, теряешь драйв. Я уже больше 17 лет в автобизнесе, прошел путь от кладовщика до директора по продажному обслуживанию. Закончив очередной проект, я понял, что хочу испытывать новые ощущения, сталкиваться с новыми проблемами. Выбрав новую область деятельности, я в какой-то момент осознал, что моего опыта не хватает, чтобы качественно презентовать себя перед разнообразными аудиториями. Когда ты директор на предприятии, то все знают, что ты босс, а вот в тренингах и консалтинге приходится ежедневно доказывать свою компетентность, как в обсуждаемой теме, так и в умении строить отношения с людьми. И коучинг мне очень помог. Вот, например, попробуйте на Курском вокзале перекричать толпу и шум. Я делал это со своим коучем. Помогает не только научиться работать с голосом, но и «вытряхнуть» из себя ряд комплексов и стереотипов. Очень эффективно и полезно! В результате я устроился в замечательную компанию, которая полностью соответствует моим потребностям. Проработав полтора года бизнес-тренером, я теперь возглавляю департамент консалтинга и не собираюсь на этом останавливаться».

Перейти на новый уровень

Елена Мороз, управляющий директор по финансам и IT российского офиса Toyota, является единственным российским сотрудником женского пола, достигшим в компании столь высокого уровня. «Японские структуры топ-менеджмента представлены в основном мужчинами. В российской «Тойоте» всего два русских сотрудника-топа, остальные — экспаты из Европы и Японии, поэтому российскому сотруднику очень трудно адаптироваться, и понять ожидания от себя в такой крупной иностранной компании.
Вообще в России немного примеров, когда российские сотрудники занимают вторые позиции в иностранных компаниях. И у меня практически отсутствовало понимание дальнейших перспектив и путей развития карьеры — куда дальше? Если только в президенты! В разговорах с руководством часто звучала фраза о перспективе работы за границей. Но уезжать из России я не хотела отчасти из-за семьи, отчасти из-за специфичности опыта работы в России, который нельзя просто экстраполировать в страны Европы. Самостоятельно решить эту головоломку у меня не получалось. А останавливаться на достигнутом не хотелось. Коуч — это в первую очередь независимый компетентный оппонент, с которым можно обсудить проблему. Часто именно в момент разговора мне приходили свои идеи и решения. Советы коуча я тоже тщательно анализировала, и уже потом, пропустив через себя, начинала применять в жизни. Процесс личностного изменения не такой быстрый, как в карьере, но коучинг помог мне отделить важное от второстепенного, научил общаться с руководителями и подчиненными на качественно другом уровне, а также найти направления и пути дальнейшего карьерного и профессионального роста».

Хочу отметить, что я тоже активно применяю коучинг в компании, в которой работаю. При этом руководство компании поддерживает коуч-технологии, так как видит отдачу от такой работы. По понятным этическим причинам не могу назвать конкретные фамилии руководителей, с которыми были проведены коуч-сессии, но их число постоянно растет. Причем многие уже обращаются сами, хотя есть и такие, которые приходят по рекомендации вышестоящих руководителей. Такое позитивное отношение к коучингу стало возможным благодаря реальным результатам в бизнесе и личностном росте моих коллег.
За время работы с помощью технологий си-коучинга удалось решить ряд сложных задач и оказать квалифицированную помощь нашим руководителям подразделений. У некоторых из них вопрос стоял вообще о целесообразности дальнейшей работы в компании. Другие затруднялись спланировать свою деятельность на год. Третьи не знали, как создать высокоэффективную команду. У четвертых были низкие бизнес-показатели, и уже опускались руки. После проведения системных сессий (цикл сессий, проведенных в конкретной последовательности по нескольким долгосрочным задачам развития партнера) результаты изменились в лучшую сторону. В некоторых случаях были просто «результаты прорыва», когда руководители добивались таких высоких бизнес-показателей, о которых раньше не могли даже мечтать.

Редкие неудачи

Неудачные коуч-сессии — редкость: коучинг является недешевым удовольствием и к выбору своего коуча профессионалы подходят крайне тщательно. Однако и такие примеры есть. Существует две причины, по которым коучинг может не принести ожидаемого результата. С одной из них столкнулся Алексей Созонов, исполнительный директор инвестиционно-строительной компании из Москвы: «Ни один из моих знакомых не имел опыт прохождения коучинга, поэтому спросить совет было не у кого. Однако я четко осознавал, что помощь профессионала мне необходима: компания реструктуризировалась, нужны были новые идеи и стратегии развития. Являясь членом управленческой команды, я встретился с коучем. Первым разговором остался неудовлетворен, но я вообще очень скептически отношусь к подобным мероприятиям, поэтому решил, что дело во мне. Но встретившись во второй раз, я окончательно убедился: человек, выдающий себя за коуча-профессионала, в реальности оказался бывшим психотерапевтом. Он предлагал мне психологические тесты, которые никакого отношения к моей ситуации не имели».
В процессе взаимодействия затронуты две стороны, поэтому второй причиной неэффективности коучинга является внутреннее нежелание или невозможность человека раскрыться и решить проблему. Коуч не учит, он лишь ПОМОГАЕТ партнеру (клиенту) конкретизировать цель и найти наиболее эффективный путь ее достижения (или решить другую задачу по запросу клиента).
Процесс активизации внутренних ресурсов довольно длительный — сложно избавиться от привычных стереотипов, изменить путь своего мышления, а самое главное – изменить стратегии своего поведения. Но если вы хотите достигнуть лучших успехов, тщательнее подбирайте коуча и максимально настраивайтесь на рабочий процесс и взаимодействие с ним.

Если после прочтения, Вы осознали, что для достижения поставленных целей не хватает именно помощи квалифицированного коуча, свяжитесь со мной, и после нашего сотрудничества пример вашего успеха войдет в следующую статью об успешных людях на Forbes:)

Комментариев нет: