11 апреля 2014

Принципы коучинга и системно-интегративного коучинга: краткий сравнительный анализ

Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я приглашаю вас обсудить материал об основных принципах «классического» коучинга и системно-интегративного коучинга как его разновидности. Основу материала для описания принципов «классического» коучинга я взял на ekportal.ru. Ключевые слова коучинга — развитие, новое видение, раскрытие и реализация потенциала, личностный рост, достижение цели. Осуществляя работу со своим партнерами (клиентами), коуч должен руководствоваться следующими принципами «классического» коучинга:

1. Вера в способности человека.
Джон Уитмор (один из ведущих коучей и бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW) отмечает, что «основополагающим принципом коучинга является твердая уверенность в том, что практически все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они выказывают в своей повседневной жизни». Коуч верит, что внутри каждого человека есть ответы на волнующие его вопросы. Например, вера руководителя в подчиненных, использование им коуч-подхода в управлении, может заметно повысить их мотивацию, сотрудники будут стараться оправдать оказанное доверие и найдут для этого необходимые ресурсы.

2. Принцип единства и взаимосвязи.
«Здесь применим «закон единого поля». Позитивные результаты в одной сфере деятельности приводят к достижениям в других. Проработка личностных проблем во взаимоотношениях, например с персоналом, влияет на другие виды деятельности. Решив самостоятельно и хорошо трудную задачу, сотрудник может обнаружить необходимость изменения принципов выполнения другой работы или изменения произойдут в отношениях с коллегами.

3. Принцип равенства.
Необходимое условие коучинга – это так называемое «коммуникативное сотрудничество» и взаимоотношения на равных между коучем и его клиентом (я бы в этом случае употребил бы слово Партнером). «Метод коучинга направлен на формирование партнерских отношений между коучем и руководителем, также внутри фирмы и с клиентами». Коучинг не ставит своей целью поучать клиента чему-нибудь и направлять его «на путь истинный». Партнерство же создает благодатную почву для сотрудничества. Само по себе отношение к другому человеку как равному уже повышает уровень, культуру и продуктивность взаимодействия.

4. Отсутствие готовых ответов.
Коуч не предлагает своему подопечному готовых ответов, тот должен сам до всего дойти, коуч лишь помогает, стимулирует активность партнера (клиента). Это связано с тем, что «знать дорогу и пройти ее – совсем не одно и то же». Если задачей является развитие, то предложение готовых ответов будет «медвежьей услугой» для партнера (клиента).
По моему мнению, там, где коуч начинает «сыпать рецептами» заканчивается коучинг, и в лучшем случае начинается прямое консультирование.



Более того, предложение готового варианта просто провоцирует собеседника сказать «да, но…» и выложить тысячу и одну причину, почему он так не может сделать. В случае же, когда решение вырабатывается самим партнером (клиентом), он принимает его и сам несет ответственность за выполнение этого решения.
Основной инструмент коучинга - развивающие вопросы. Руководитель, опирающийся на техники коучинга, активно используя вопросы, может не только узнать много нового о своей же организации, но и развить сотрудников, повысить мотивацию и эффективность их работы.
Вопросы в стиле коучинг (развивающие вопросы) стимулируют активность, помогают человеку разобраться в себе и в окружении, разложить все по полочкам. Вопросы, задаваемые коучем, разноплановые, позволяют взглянуть на проблему с разных сторон.

Трудно не согласиться с перечисленными принципами «классического» коучинга. Они близки и мне. Однако, на мой взгляд, их перечень следует продолжить, что и делает школа системно-интегративного (СИ) коучинга (Рыбкин Иван, Падар Эдуард, Горбанова Елена). Си-коучинг отличается дополнительными важными принципами, которые в основном вытекают из самого названия «системно-интегративный».

Во-первых, в Си-коучинге эффективно реализуется системный подход к взаимодействию с партнером и решению заявленной задачи. Это означает, что коуч проводит работу (задает взаимоувязанные развивающие вопросы) не в случайном порядке, а на основе конкретной модели «ЦР РПЦ» (цель – результат – ресурсы – процессы – ценности). В итоге это позволяет достигать максимально возможного в сложившихся условиях результата.

Второй принцип Си-коучинга предполагает интегративный подход к решению заявленной задачи. Работая с задачей партнера, коуч опирается на три основные сферы деятельности клиента (партнера): личную, социальную и творческую, рассматривая их в неразрывном единстве. В итоге это позволяет партнеру сбалансировать свою жизнь и решить имевшуюся задачу, не нанося ущерб другим важным направлениям своей жизни, а наоборот интегрируя и уравновешивая их. Поэтому у партнера наступает Баланс, о котором он (да и мы) так часто думает и мечтает.
Список принципов си-коучинга можно было бы продолжить, однако, уважаемые читатели и коллеги, прошу вас высказать свое мнение относительно важности, жизнеспособности базовых принципов коучинга и си-коучинга. На мой взгляд, точные вкрапления си-коучинга в систему принципов делают данный подход очень эффективным, и заслуживают внимания и применения в своей практической деятельности.

А как считаете Вы?



Чтобы уйти на выходные не только с пониманием принципов коучинга, но и с хорошим настроением, предлагаю посмотреть это видео. Всем приятных и солнечных выходных!)




Комментариев нет: