06 июня 2014

Самокоучинг: возможно ли это?

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня прочитал интересную статью Олега Шена на сайте http://coachingmeridian.org/ и хочу поделиться с вами данной статьей и своим мнением о том, может ли самокоучинг помочь не только начинающим коучам, но и обычным людям, стремящимся к достижению поставленных целей.

Как считает Шен, самокоучинг - это лучший первый практический шаг освоения профессии коуча. Именно первый самостоятельный шаг после прочтения умных и полезных книг, окончания курсов и школ.

По его мнению, коучинг не является какой-то особой деятельностью человека, к которой применимы свои уникальные законы. Как и в ходе овладения любой профессией, человек, изучающий коучинг, проходит следующие этапы научения:

  •  Неосознанная некомпетентность – практически полное отсутствие знаний о предмете обучения.
  •  Осознанная некомпетентность – появление знаний о предмете, понимание своих слабых мест, низкое качество исполнения.
  •  Неосознанная компетентность – более высокое качество исполнения, сознательные, спланированные усилия в ходе деятельности.
  •  Осознанная компетентность – естественное, автоматическое исполнение на самом высоком уровне. Уровень мастерства.


После прочтения книг, окончания курсов и школ, адепт коучинга, как считает Шен, находится на второй стадии научения – стадии «осознанной некомпетентности». Он знает модели коучинга, эффективные вопросы, структуру сессии, может быть, знает назубок базовые компетенции коуча и другие, важные и нужные вещи. Он знает, что он знает. И также, он знает, что он не умеет.

Чтобы научиться «уметь», то есть адекватно проводить сессию коучинга и помогать клиенту достигать результатов, начинающий коуч неизбежно вступает в третий этап научения – «неосознанную компетентность». Это уже этап наработки навыков и умений «в поле», с реальными клиентами, со всеми их проблемами, «тараканами», целями и задачами.

Для начинающих коучей у меня есть две новости: одна хорошая, а другая плохая.
Начну с плохой: этап «неосознанной компетентности» может длиться достаточно долго, и за это время можно потерять уверенность в себе, погрязнуть в рефлексиях и в итоге, охладеть к профессии.
Новость хорошая: продолжительность этапа можно существенно снизить и даже перепрыгнуть через него сразу к «осознанной компетентности».

Как это сделать? По мнению Олега Шена, и просто, и одновременно сложно: посредством самокоучинга. Задавать вопросы самому себе и самому себе же отвечать. Самокоучинг проводить легко: клиент всегда «под рукой», и коуч всегда рядом – только возник запрос, в виде проблемы ли, отношений, целей – извольте, коуч к вашим услугам. Сложно – не слукавишь самому себе, если только голову, как страус, в песок не засунешь в попытке бегства от себя. Но это уже не коучинг.

Самокоучинг для коуча является самой лучшей тренировочной площадкой, на которой он может тренироваться сколько угодно времени, оттачивая свои навыки и умения. На этой площадке можно пробовать все, что угодно: проверенные временем и тысячами коучей модели, например GROW, осваивать находки коллег, моделировать свои собственные открытия.

Для начинающих коучей такой способ работы содержит также отсутствие внешней критической обратной связи. С одной стороны, я сейчас говорю крамольные вещи, ведь обратная связь априори считается лучшим способом улучшения качества работа. Но с другой стороны, не все начинающие коучи настолько «проработали» себя, чтобы спокойно, без ненужных рефлексий слушать более 10 минут в день критическую обратную связь. Да и не от каждого собеседника приятно и комфортно выслушивать такую связь, увы, уровень воспитания, тактичности и уважения к другим у всех разный.

И еще один несомненный плюс самокоучинга: с каждой такой сессией возрастает уверенность в своем умении применять инструменты, уверенность в своих силах. И эту уверенность коуча будет неизбежно транслироваться его клиентам.

Взгляд Шена достаточно интересен, и заслуживает внимания. Вместе с тем, не могу согласиться с его тезисом, что «самокоучинг – лучший первый практический шаг освоения профессии коуча», и что таким образом можно быстро прийти к «осознанной компетентности». К сожалению, дело обстоит несколько сложнее. Вы, уважаемые коллеги, наверное, и сами знаете многочисленные случаи того, что закончив обучение в нынешних школах коучинга, многие выпускники, так и не становятся профессиональными коучами. Причин здесь много. И одна из них как раз заключается в том, что они готовы проводить коучинг с кем угодно (с собой – самокоучинг; бесплатно со знакомыми – по принципу давай просто попробуем в ходе обычного разговора и т.д.), кроме «живого» клиента, который платит деньги. То есть, по сути, они боятся и не готовы приступить к реальной работе.

Поэтому мое мнение состоит в том, что ничего не может быть лучше для начинающего коуча как проведение реальных, платных сессий с клиентами. Ведь для того, чтобы научиться плавать (тем более, если ты прошел обучение этой технологии), необходимо войти в воду и плыть. А вот после получения этого опыта в реальной реке (море, океане) можно уже анализировать свой стиль плавания, зоны развития и т.д., т.е. заниматься самокоучингом.

Очень жаль, что Олег не дал определение «самокоучинга». Его наличие упростило бы понимание сущности данного явления, и позицию автора. Если под самокоучингом понимать технологию решения собственных трудных задач и проблем, то в этом случае коучу для эффективного достижения цели лучше иметь своего собственного коуча. Как бы профессионален не был коуч, в процессе самокоучинга периодически будут включаться психологические механизмы защиты, что существенно снизит качество и результативность работы.

Если же под самокоучингом понимать форму или метод анализа и коррекции своих обычных действий как коуча или вообще как личности, то в этом случае можно согласиться с тезисом Шена об эффективности такой самостоятельной работы коуча «над собой». Но и в этом случае, самокоучинг для профессионального коуча неотделим от коучинга с клиентом. Процесс проведения коучинга с клиентом и процесс самокоучинга (анализа этой работы) должны идти параллельно и взаимоувязано. Они неотделимы друг от друга. Иначе, как говорится, нам удачи не видать (в плане достижения клиентом желаемого результата).

Естественно что самокоучинг как процесс имеет свою технологию. Кратко поговорим о ней.


Технология проведения самокоучинга


В начале работы в технике самокоучинга будет нелишним ввести себя в соответствующее состояние: успокоить ум, избавиться от суетливых мыслей, войти в состояние уверенности. Думаю, у каждого есть собственные находки и наработки в этой области. Как пример вхождения в такое состояние можно взять простейшую технику вхождения в трансовое состояние: сесть, закрыть глаза, расслабиться, почувствовать спинку стула, отметить окружающие звуки…

Вспомнить случай удачи, победы в спортивном соревновании (пусть в детстве), ситуацию успеха, что-то иное, что для вас важно и приятно. В воображении прожить еще раз тот радостный момент вашей силы и уверенности.

Если для вас сложно расслабиться, если различные мысли не покидают вас ни на минуту, рекомендую внимательно изучить и осмыслить (а не просто прочитать) содержание удивительно глубокой книги Экхарта Толля «Сила момента СЕЙЧАС». В ней вы найдете ответы на многие интересующие вопросы, которые вам, несомненно, пригодятся как в практической работе коуча, так и просто в вашей жизни (если вы по профессии не коуч).

В ходе самокоучинга вслух задавайте себе вопросы и также вслух на них отвечайте. Разговор с самим собой вслух – увлекательное занятие. Мой совет – не обдумывайте долго свои ответы. Долгое обдумывание чревато отвлечением от темы и уходом очень далеко. Подумайте 2-3 минуты, запишите ответ.

Часто в ходе самокоучинга всплывают очень уж серьезные вещи, на которые не то что 2-3 минуты, а часа и более не хватит. На этот случай держите под рукой специальный листок или блокнотик, куда вы всегда можете быстро записать то, над чем следует подумать отдельно.

И очень хорошо записывать все свои ответы на листе бумаге, в блокноте или в тетради. Во-первых, записи всегда будут под рукой. Во-вторых, во время записи на бумаге, помимо аудиальной, включаются еще несколько репрезентативных систем получения и обработки информации: визуальная и кинестетическая.

А начать использовать самокоучинг можно с модели GROW. Благо эта модель считается базовой и преподается практически в каждой школе коучинга.

Модель GROW состоит из четырех этапов:

  • G – Goal (Цель) – определение целей на короткий и длительный срок.
  • R – Reality (Реальность) – исследование текущей ситуации: что есть, что сейчас происходит?
  • O - Opportunity (Возможность) – определение списка возможностей и стратегии плана действий.
  • W – Will (Намерение) – фиксирование: что, когда, с кем и как клиент будет делать.

Кто уже готов к глубинной работе над собой можете применить модель школы си-коучинга ЦР РПЦ:

  • Ц - Цель
  • Р - желаемый Результат
  • Р - Ресурсы
  • П - процессы (умения, технологии, компетенции)
  • Ц - ценности


Если у вас возникли дополнительные вопросы по самокоучингу или перед началом самокоучинга вам необходимо пройти профессиональную коуч-сессию, мои контакты вы можете найти по ссылке.

Комментариев нет: