24 июня 2014

Когда мне нужен коуч?

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня, возвращаясь к одной из самых популярных дискуссионных тем — кому и зачем нужен коучинг, хочу поделиться с вами интересной статьей, отвечающей на ряд вопросов, которую я прочитал на сайте www.hr-portal.ru и дополнить ее своим видением данного аспекта.

Несмотря на сравнительную молодость коучинга как самостоятельного направления, профессиональными тренерами уже разработаны различные методики помощи, как целым компаниям, так и отдельным сотрудникам.

Кому же стоит опробовать коучинг на себе?

Различные направления коучинга работают как на малых, так и больших коллективах, как на линейных специалистах, так и на топ-менеджерах. Разберемся, кому конкретно стоит опробовать его на себе. Но сначала приведем главный принцип коучинга: коучинг — дело добровольное. «Он строится на доверии и открытости. И если начальник решил насильно отправить к коучу всех сотрудников, вне зависимости от их желания, эффективного результата не будет», — поясняет коуч, Лариса Воронова.

Коучинг — это помощь в достижении конкретных целей. Следовательно, если у человека нет целей или он не видит проблем в их достижении, никакого коучинга не получится. Коучи работают с самыми разными направлениями — начиная от личностного роста и заканчивая навыками, связанными с грамотным управлением персоналом и повышением эффективности бизнеса.

На мой взгляд, коучинг не только дело добровольное, но и требует наличия особой коучинговой среды, сформированной в организации, т.е. коучинговой культуры. Одного желания сотрудника для достижения результата бывает мало, особенно если организация, в которой он работает «исповедует», к примеру, жесткий директивный стиль управления, где право «вещать» имеет только руководитель. В такой обстановке «цветам и плодам коучинга» будет крайне трудно расти и созревать (если мы говорим о применении коучинга в организации).

Коучинг для топ-менеджмента

Сильные собственники часто обращаются за помощью к коучам, чтобы стать еще более сильными управленцами и еще более сильными личностями. Также коучинг поможет справиться с проблемами, связанными с коммуникациями. В данном случае очень важна психологическая готовность топ-менеджера меняться, выслушав рекомендации коуча. Не секрет, что некоторые руководители отрицательно относятся к советам, слишком привыкнув к тому, что советуют обычно они сами, и когда дело доходит до критики в их адрес, реагируют на нее крайней негативно.

Константин Савкин приводит примеры из собственной практики. Приглашенный коуч посетил совещание, после чего подошел к владельцу компании и сказал: «Вы не слушаете своих сотрудников и не даете им высказаться». Результат — коуч был тут же уволен. В другой же фирме собственник прислушался к замечаниям коуча, начал работать над собой и в результате научился слушать подчиненных. Уже через месяц он поблагодарил коуча за то, что тот указал ему на ошибки.

В обоих примерах важно, что коуч поставил профессионализм выше, чем желание угодить нанимателю: профессионалу важнее сказать правду и дать свою оценку происходящего. Это принципиальный момент при работе коуча с топ-менеджерами: коуч не должен бояться высказывать свое мнение как специалиста, в том числе, когда речь идет о первых лицах компании.

Лично я не могу согласиться с прозвучавшим в статье тезисом о том, что коуч должен советовать или рекомендовать руководителю как поступать в той или иной ситуации, и указывать на то, что он (руководитель) делает неправильно. В парадигме системно-интегративного коучинга, которой я придерживаюсь, коуч практически не дает никаких советов и рекомендаций партнеру (клиенту), так как его задача состоит в другом. Коуч, благодаря системным вопросам и специальным техникам (долгосрочным задачам развития), таким образом раскрывает потенциал партнера, что тот сам находит необходимое решение имеющейся задачи (проблемы).

Поэтому возможно и правильно поступил тот руководитель, который уволил «коуча-советчика». И дело здесь не только в его нежелании принимать критику в свой адрес, но и в непрофессионализме самого коуча, нарушившего технологию и принципы коучинга. А давать советы и рекомендации – это прерогатива консультантов. Тогда добро пожаловать в эту сферу деятельности, но она не является коучингом. И это надо понимать и разводить эти понятия.

Коучинг для персонала

Бизнес процветает тогда, когда цели работников компании вписываются и согласуются с ее целями. С другой стороны, бизнес может достичь своих целей только тогда, когда члены коллектива достигают своих. Когда сотрудники пытаются за счет фирмы добиться того, что противоречит ее ценностям, миссии, целям, это как минимум не идет на пользу общему делу. Коучинг может решить проблему расхождения интересов, а также дать работникам толчок для профессионального и личностного развития.

Эффективные, инициативные, успешные специалисты — такой персонал вряд ли повредит любой компании. Коуч учит людей правильно задавать самим себе вопросы, что в свою очередь помогает ставить цели и добиваться их реализации. Благодаря коучингу человек понимает, чего он хочет достичь в профессиональном плане и как ему легче и эффективнее это сделать. Коучи работают с теми, кто не знает, с чего начать поиски; теми, кому сложно преодолеть лень и выйти из зоны комфорта.

Коучинг для частных целей

Впрочем, помимо таких глобальных вещей, как познание себя и определение жизненных целей, коучинг помогает справиться с более мелкими проблемами, которые становятся большим препятствием для карьерного роста. Например, некоторые сотрудники часто откладывают дела на потом, потому что страшатся браться за них. Казалось бы, мелочь, но, если подумать, она тормозит развитие достаточного количества карьер — скажем, интересные проекты или проходят мимо работника, или он сам их не берет их. А ведь от данной привычки, как и от подобных ей, избавиться не так сложно.

Самый простой совет, который может дать коуч: разбивать глобальные цели на более мелкие. «Я наблюдаю, как это работает даже на детях. Если написать список задач, дело пойдет быстрее, — говорит Лариса Воронова. — Некоторые сотрудники не приступают к работе с утра, оттягивая ее чуть ли не до вечера, так как им кажется, что перед ними масса трудных дел». Но любое трудное дело можно разбить на множество мелких и простых. Кто-то может спросить, а зачем же тогда нужен коуч, если все так просто?

Когда дело касается изменений в личности, просто все, как правило, только на бумаге. Некоторым не хватает упорства или силы воли, чтобы сформировать в себе новую привычку или переосмыслить взгляды. Коуч подталкивает тех, кто сам не может выйти из зоны психологического комфорта, помогает справляться со сложностями, подсказывает интересные приемы, наиболее подходящие данному типу личности. Как и в описанном выше примере, коуч разобьет сложную проблему на ряд простых и покажет, что все не так страшно, как может показаться.

По моему мнению, выражение коуч «подталкивает» к выходу из зоны комфорта несколько неудачное, и по сути своей вредное для понимания процесса коучинга. Коуч никого и никуда не должен «подталкивать»! Это одно из золотых правил коучинга. Осчастливить всех и вся, и указать «правильный путь» может только Бог (для тех, кто в него верит). Поэтому боже упаси, если коуч попытается взять на себя эту неподъемную миссию. Его задача состоит в совместной с партнером работе по поиску ресурсов, умений, ценностей, опираясь на которые партнер самостоятельно примет решение и определит для себя шаги (действия) по выходу из зоны комфорта (решению любой другой задачи).

Коучинг для компании

Коучи помогают бизнесу не только посредством работы с отдельными членами коллектива, но и с персоналом и топ-менеджментом в целом: для воодушевления, мотивации, поиска наиболее талантливых сотрудников, чей потенциал до конца не раскрыт. Директор Стокгольмского бюро развития бизнеса по России Елена Филянова замечает: «Приглашение коуча освежит компанию: она варится в своем соку, а потому может перевариться — нужна оценка извне». Грамотный коуч также научит управленцев технологиям, позволяющим удерживать сотрудников внутри организации.

«Проблема многих фирм в том, что они не очень понимают, как замотивировать сотрудников, как дать им возможность развиваться», — говорит генеральный директор интернет-сервиса Telefacer.com Глеб Тертычный. Помощь коуча будет эффективна только в том случае, когда сотрудники могут обращаться к нему по собственному желанию, а не по указке руководства. Принудительный подход в данном случае либо не приведет ни к чему, либо не приведет ни к чему хорошему.

«Коуч высвобождает ресурсы для развития, как компании, так и отдельных сотрудников, развивает таланты человека, помогает ему самому находить эти ресурсы и в целом двигаться в нужном направлении», — говорит директор департамента по работе с персоналом ГК «ДМС» Анастасия Лобарева. Но при этом руководителям стоит помнить, что коуч — не волшебник. Если фирма набрала сотрудников, которые не могут качественно делать свою работу, и надеется, что коуч сделает из них суперпрофессионалов, то лучшее, что на самом деле может сделать последний — посоветовать сменить персонал и контролировать процесс набора.


Если после прочтения данного поста вы осознали необходимость привлечения коуча для оказания помощи в решении стоящих перед вами задач, то вы можете связаться со мной любым удобным для вас способом.

Комментариев нет: